Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:
1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:
оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;
3. Заинтересованными организациями:
для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.
4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.
5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:
в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;
2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)
1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:
определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.
2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:
обучающиеся;
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
педагогические работники и их представители;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
работодатели и их объединения;
федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.
В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:
организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.
Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
разработка инструктивных и методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);
иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.
4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:
создают условия для развития организаций ОКО;
создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:
сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.
6. Организации-операторы.
Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:
установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
разработка инструктивных методических материалов;
сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).